28 июня 2012 года я проснулся банкротом.
У обслуживающего мою небольшую фирму Витас Банка отозвали лицензию. Счета заморожены, зависшая (сгоревшая) сумма превышает миллион рублей. В эту сумму естественно входили и обязательства: по налогам за 2 кв., зарплате за июнь, долги перед поставщиками. Обязательства есть, денег нет, причем вчера они еще были, а сегодня их у меня отняли. И если физики еще получат по 700 тыс., то юрики и ИПшники выкинуты на улицу со всеми своими обязательствами и долгами.
Винить в этом только банк язык не поворачивается. О причинах отзыва лицензии хорошо изложил Виктор Заремба: http://viperson.ru/wind.php?ID=652161
В двух словах,
Руководители банка нашли интересный и эффективный способ увеличения операционного капитала за счет государственных облигаций СССР 1982 года выпуска, признанными РФ частью внутреннего российского государственного долга.
Но официально Банк России заявил о том, что Витас-банк "...осуществлял операции по трансформации одних низкокачественных активов в другие".
Т.е. этими низкокачественными активами являются внутренние государственные долговые обязательства Российской Федерации? Как вообще российские финансовые государственные обязательства стали "мусорными"?
А на самом деле оказывается, что реальная международная стоимость таких облигаций по сегодняшнему обменному курсу примерно в 56 раз больше, чем их номинал. То есть за облигацию номиналом в 100 советских рублей сейчас можно получить чуть меньше, чем 5600 рублей российских. Ничего себе мусорные ценные бумаги!!! Ишь ты Витас-банк, вот на что ты замахнулся?! Бей его, нечего лезть в наше сокровенное имущество.
Проведём небольшой мысленный эксперимент. Предположим, что я был бы чиновником, ответственным за управление внутренним долгом страны, и узнал о том, что облигации СССР 1982 года были учтены коммерческим банком и включены в оперативный капитал, а Центральный банк увидел данную операцию. В первую очередь, я бы спросил у Центробанка, по какой цене эти облигации были учтены банком, а узнав, что они учтены по номиналу, то есть по наименьшей из всех возможных оценок, попросил бы ЦБ незамедлительно выкупить эти облигации по цене учета. Коммерческий банк, в таком случае, получил бы нужную для нормальной работы сумму, а Российская Федерация на эту сумму погасила бы свой внутренний долг по самой выгодной цене. И коммерческий банк продолжил бы работу, и государственный долг стал бы меньше, что улучшило базовые финансово-экономические показатели страны.
Но, не забываем в какой стране мы живем.
Еще раз хочу подчеркнуть, на счету находились ни какие-то сбережения, которые мы отдали банку под процент в надежде на выгоду, а просто оперативный капитал компании. Мы не можем вести взаиморасчеты с контрагентами без участия банков, нас к этому обязывает государство, оно же выдает лицензии коммерческим банкам, сигнализируя нам с кем можно работать, с кем нет. И оно же в любой момент может эту лицензию отозвать. Ну хорошо, банк провинился, так наказывайте их руководителей, собственников – причем здесь мы? Причем здесь наши сотрудники, наши семьи?
Вот как после этого продолжать работать, создавать рабочие места, платить налоги, строить планы развития?