lycoperdon (lycoperdon) wrote,
lycoperdon
lycoperdon

Тени отца Гамлета (Акт 2)

Оригинал взят у surkovrussia в Тени отца Гамлета (Акт 2)
Edward de Vere, Earl of Oxford, 1575

"...to unmask falsehood and bring truth to light." | "...сорвать маску с фальши и явить правду на свет."
Шекспир, "Обесчещенная Лукреция" ("Тhe Rape of Lucrece")



История, расказанная в первом акте - не горячечная конспирология, а холодные общеизвестные факты.
Шекспироведы-консерваторы дают на них столь невразумительные разъяснения, что их даже неудобно приводить в качестве убедительных доводов.
Резоны противников того, что неграмотный купец написал "Ромео и Джульету", куда весомей.
В числе "сомневающихся в Шекспире" были столпы англоязычной классики: Уолт Уитмен, Генри Джеймс, Марк Твен, Бернард Шоу, Ральф Эмерсон, Орсон Уэллс.
Зигмунд Фрейд тоже не верил в Шекспира. Свою порцию недоумения и недоверия культурно выражали Набоков и Толстой. В общем, мы в неплохой компании...



АКТ 2: ТЕНЬ ГРАФА

***
На звание "Шекспира" есть немало претендентов. Все они голубых кровей и соответствующего интеллекта.
У всех претендентов есть свои преимущества и уязвимости, а загадочность и изящность их версий таковы, что Дэн Браун и Борис Акунин могут настрогать целую пачку детективов, не сходя с места.
В "основных Шекспирах" числятся: Фрэнсис Бэкон, Эдвард де Вер (граф Оксфорда), Роджер Мэннерс (граф Рэнтленда) и его супруга Элизабет Сидни (соответственно - графиня Рэтленда) и легендарная королева Мария Стюарт.
Повторюсь, во всех версиях есть хронологические несовпадения, конспирологические передергивания и притянутые за уши утверждения.
Но даже самая искусственная из теорий, звучит куда логичней, чем общепринятый вариант об ушлом торгаше, ставшем величайшим поэтом мира.

Самым растиражированным и мистическим номинантом на пост "real Шекспира" является известный мыслитель
Фрэнсис Бэкон.
Исследователи находят скрытые зашифрованные намеки на имя Бэкона в текстах Шекспира. Это называется криптологией.
Интересная штука. Но сомнительная, как вера в то, что Нострадамус предсказал Сталина, Гитлера и Обаму...
Самая яркая и модная версия - шотландская королева Мария Стюарт.
Вот единственный, типа, "достоверный" портретик Шекспира. Он такой же достоверный, как Путин - "законный".
(Фанаты конспирологии могут потом почитать подробно о портретике
тут >> )


Queenspear
Королева Шотландская Мария Стюарт и Уильям Шекспир.
Конспирологи выстроили целую теорию на сходстве портретов, на
"отдельности" воротничка Шекспира и явной "приклеености" его головы.
Теорию красиво назвали QueenSpear.


***
Однако, на мой нетрезвый взгляд, самая правдоподобная кандидатура - это Эдвард де Вер, 17-ый граф Оксфорда. Edward de Vere, 17th Earl of Oxford. (Фанаты, английская Википедия к вашим услугам >> )
Вглядитесь в его умное, порочное, холодное лицо на самом верхнем портрете, в заголовке... Бррр... Магнетическая личность.

С точки зрения происхождения, образования и стиля жизни граф идеально соответствует всем заданным параметрам.
У де Вера было превосходное образование (разумеется, Оксфорд).
Вельможа высокого ранга - он много путешествовал, особенно по Италии, и имел непосредственное соприкосновение со всеми дворцовыми интригами и политическими кознями того времени.
Граф был поэтом (!), драматургом (!!), предпринимателем в сфере театральных развлечений (!!!), финансовым патроном актеров и писателей, а также бабником, интриганом, авантюристом, гулякой и повесой.
Эдакий байронический плейбой XVI-ого века...
Не буду вас утомлять перечислением его приключений (Вики к вашим
услугам, если вы позабыли), но психологически, именно такой романтический типаж, скрывающийся под маской циника, соответствует шекспировским страстям.
(Мне кажется, подобная психоаналитика старику Фрейду пришлась бы по душе.)


***
Впрочем, это все не главное. Титул, театральство, темперамент и the тёлки - дело наживное. А вот Талант - от Бога.
Так вот, в конце ХVI - начале XVII веков повеса-граф считался современниками, включая крупнейших литературных критиков, величайшим поэтом своего времени. В течении 30-40 лет он царил во всех литературных обзорах.
А вот Шекспир нигде не царил. Хотя его пьесы были уважаемы и обожаемы.
В 1616 г. был выпущен первый академический сборник  "The Compleat Gentleman", перечисляющий лучших поэтов Елизаветинской эры.
Как вы думаете, кто был на первой строчке этого фундаментального хит-парада?... Ага! Граф Эдвард де Вер.
А на каком месте расположился Уильям Шекспир? Ни на каком. Его в хит-параде нет вообще. (Не было его и в последующих трех изданиях этого супер-чарта средневековья.)
Может быть современники помещали в "топы" графа де Вера и не включали туда Шекспира, потому что включать одного и того же человека в список дважды - это маразм?


Эдвард де Вер написал ряд превосходных пьес и сонетов до появления Шекспира. Не зря он считался лучшим поэтом той эпохи. Но... в 1593 году он внезапно перестал публиковаться.
Странно, но именно в... 1593 году Шекспир вынырнул из своих неизвестных "потерянных лет" и опубликовал первую рукопись.


Дальше - еще "страннее". Не зря я в Первом Акте "повесил на стену ружье", указав на несовпадение в написании имен Шекспира.
Торговца из Стратфорда звали Shakspere (Шакспеэр), a таинственного автора - Shakespear или Shake-Spear (Шэйк-Спир). Именно так, через дефис, публиковалась его фамилия в первых изданиях.


Сонеты Шэйк-Спира, 1609 год
Сонеты Шэйк-Спира, издание 1609 г.  (Использование дефиса тогда было крайне редким приемом, поэтому опечатка исключена.)


Shake-Spear означает "потрясающий копьем" или копьеметатель.
А фамильный герб графа содержал... (Бум! Выстрелило ружье, висящее на стене.) ...герб графа содержал льва, потрясающего копьем!
А ещё, по свидетельству приятеля графа лорда Борфорда, де Вер был крутым копьеметателем.

Хорошо, милорд, - скажете вы. - Но для чего признанному поэту графу де Веру нужно было скрываться под псевдонимом, а не наслаждаться славой (не имя, хотя может и имя,... кто знает)?
Ведь в те времена подобные игры с псевдонимами не были частым явлением. Не то, что нынешние фейки в Твиттере и боты в ЖЖ.

Что ж... хороший вопрос, на который есть внятный ответ.

Во-первых, драматургия в XVI веке была низким ремеслом. Занятие сие трактовалось, как презренный удел нищебродов, пишущих шутовские сказочки на потеху плебсу. (Что-то типа современной журналистики.)
Во-вторых, писания "Копьеметателя" в те времена были покруче разоблачений Навального.
Это сегодня вам кажется, что удушение Дездемоны и ослепление Короля Лира - лишь фигура речи и возвышенная метафора. Смею вас уверить, что тогда подобные политические шалости были в порядке вещей.
И в таком же порядке вещей было четвертование слишком говорливых "писателей", имевших доступ к информации о политических шалостях.
Причем в средневековой Англии не церемонились и де Вера вздели бы на дыбу в Тауэре без всяких судов и "внимания прессы". Good old times!

Ну и самое пикантное... Ох, куда ж без пикантностей... Самое пикантное то, что несмотря на бабничество и плейбойство, граф был... кх-мм... кх-мм... неравнодушен к юным мальчикам.
В принципе, для английских графов - вещь совершенно обычная. Но на официальном уровне страсть сия не одобрялась и дыба в Тауэре опять могла бы быть вполне актуальной перспективой.

А ведь во многих сонетах Шекспира явственно проступает томный мотив гомосексуального эроса. (Сонетик 36, например, весьма недвусмысленный. Даже в переводе.)

И последняя интимная подробность... Раз уж мы залезли в постель к графу, то будем копаться в грязном белье до победного конца...
Так вот, интимная подробность -  это странные посвящения в шекспировских работах. Они посвящены трем молодым людям.
Пьесы "Венера и Адонис" и "Обесчещенная Лукреция" посвящены
юному графу Саусхэмптону, с которым у де Вера был... гомосексуальный роман.
Первый полный сборник Шекспировских пьес под названием "First Folio" ("Первый Фолиант") посвящен двум другим дворянчикам - графу Монтгомери и графу Пемброку.
А еще у де Веры было три дочери... И Граф Монтгомери был мужем одной из них. Граф Пемброк был обручен с другой.
Ну, и чтоб уже добить вас окончательно... граф Саусхэмптон, с которым у де Веры были "тру-ля-ля", был обручен с третьей дочерью де Веры.
О времена, о нравы!


Посвящения в
Посвящения Уильяму, графу Пемброку и Филипу, графу Монтгомери. "First Folio", 1623


Есть еще уйма тонких и звонких нюансов, подтверждающих то, что порочный де Вер очень даже может быть таинственным Шэйк-Спиром.
Многие независимые исследователи, построчно сравнивая произведения графа с Шекспировскими шедеврами, находят солидные стилевые и смысловые сходства.
На полях личной Библии графа найдены записи де Вера, которые буквально совпадают с фирменными фразами Шекспира. Причем пометки сделаны до публикации пьес, содержащих эти "фирменные фразы".


Подпись графа де Вера

Элегантная подпись графа Эдварда де Веры. Сравните её с убогими каракулями Вилла Шaкспэера из Первого Акта.


В реальной жизни графа, о которой известно немало, происходили события близко напоминающие сюжеты и эпизоды из Шекспировских пьес.
Логично предположить, что, как любой литератор, де Вер творчески использовал моменты личной жизни в своих произведениях. Особенно это касается "итальянских" пьес Шекспира.

Имеются даже физические детали, указывающие на де Вера. Известно, что в пожилом возрасте граф хромал. В 89-ом и 37-ом сонетах Шекспира, автор обращается сам к себе - "хромой".
Если оценивать творчество Шекспира с точки зрения житейского опыта, то де Вер, родившийся на 14 лет раньше Шакспеэра, куда больше подходит на роль автора...
Короче существует море материалов и сотни (!) безупречных
(без кавычек) доказательств в пользу Оксфордианской Теории, утверждающей, что Уильямом Шекспиром был никто иной как граф Эдвард де Вер.

НО!


***
Жизнь была бы слишком пресной и неинтересной без многоликого "Но".
Но... проблема заключается в том, что граф де Вер умер в 1604 году. А Вилл Шакспеэр в 1616-ом. И после смерти де Вера было опубликовано еще... ни много ни мало, как 12 пьес, включая великого "Макбета".
Казалось бы это противоречие убивает все предыдущие хитроумные доводы, низводя их до сумасбродных случайностей.

НО!... Ха-ха, на каждое "но" есть своё "но".

Но не всё так просто. Прежде всего никому не известно, когда действительно писалась каждая пьеса.
Как мы знаем, никаких рукописей, заметок и прочих документальных свидетельств не сохранилось, посему датировка произведений осуществляется только по времени публикации.
То есть, в принципе, де Вер мог написать с дюжину шедевров впрок, которые продолжали публиковаться его друзьями посмертно.
Более того, многие серьезные лингвисты доказывают, что в посмертных пьесах де Вера нет никаких намеков на реальные события, произошедшие после 1604 года.
А ведь Шекспир был чуть ли не Навальным тех суровых дней. И вдруг политический пыл испарился... и "Навальный" вместо разоблачительных блогов ушел в "чистое искусство".
Впрочем, "лингвистические исследования" - зыбкая почва. И имеются другие лингвисты, которые утверждают, что хоть связь с реальностью и ослабла, тем не менее она сохранилась.
"Ослабление" лингвисты объясняют тем, что Шакспеэр удалился из бурного Лондона в тихое болото Стратфорда. Правда, само удаление на пике успеха они, к сожалению, никак не объясняют

Ладно, черт с ними с упоротыми "лингвистами". Вернемся к фактам.
С 1593 по 1603 год Шэйк-Спир публиковал в среднем по 2 работы в год. И вдруг в 1604 году (как раз, когда умер де Вер) он замолчал. И молчал целых 5 лет.
Почему? Нет ответа. Хотя... можно, как всегда, списать на "удаление" в Стратфорд.
В тот же период взрывной популярности Шэйк-Спира 1593-1603 гг. часто появлялись пьесы, перепечатанные без разрешения автора с грубейшими опечатками и даже вмешательствами в оригинальный текст.
Самое натуральное пиратство! А вы полагали, что пиратство и "копи-паста" возникли в XX-ом веке с компьютерными технологиями? Наивные!
Так вот, как только жулик копи-пастер (
эдакий "адагамов XVI века") "постил" свое унылое говно, настоящий Копьеметатель тут же публиковал откорректированное легальное издание, убивая жалкие потуги "адагамовых".
Мудро!... Но вот только после 1604 года эта мудрая и эффективная практика прекратилась. Вообще. Эту деталь фанаты Шакспеэра предпочитают не замечать.

И все-таки самым кричащим фактом против Шакспеэра является его... молчание. О да, слово - серебро, а молчание - золото. Даже, если тебя зовут Уильям Шекспир.
Итак, после 1603 года произошло несколько исторических событий при английском дворе, ни на одно из которых Шекспир не отреагировал.
Ни единым словом, ни малюсенькой эпитафией, ни рассуждением, ни включением хотя бы творчески переработанного упоминания в пьесу.
Как мог real Шэйк-Спир, придворный интриган, забыть о смерти Королевы Елизаветы (1603) и Принца Уэльского Генриха (1612)? Или пропустить коронацию Джеймса I (1604) и Принцессы Елизаветы (1612)?
Хорошо, допустим, что Навальному Шэйк-Спиру осточертела суетливая политика...
Но каким образом ученый муж, всегда живо интересующийся научными открытиями и мистикой, не заметил фантастического рождения новой звезды в Октябре 1604-ого или прошляпил потрясающее учение Иоганна Кеплера о планетах?

Я готов допустить, что Шекспир не знал грамоты, что он уехал на вершине славы (не имя) из Лондонских театров в деревенскую глушь пасти гусей и торговать зерном, что он "забил" на политику...
Но в то, что человек с богатейшим воображением, ушедший в "чистое искусство", перестал интересоваться тайнами планет и взрывами звезд, я отказываюсь верить.

Я скорее поверю в Бога, чем в Вилла Шакспеэра, пишущего темного "Макбета" и не интересующегося сумраком Вселенной.

~Занавесъ~



P.S. Я - не шекспировед и не эксперт по средневековым трактатам, Поэтому все вышеизложенное - предвзятое мнение неравнодушного Читателя. Не более того.
На эту тему написаны горы профессиональной литературы и претендовать на глубину изложения в жалкой жж-эссешке было б с моей стороны глупой пошлостью.
Однако, я неплохо знаком с темой и опирался в своем опусе не на Википедию, а на достаточное количество солидных и разнообразных англоязычных источников.
Тем не менее, все умозаключения и выводы являются индивидуальными, переживания - интимными, а текст - сугубо авторским.
Я ни в коем случае не пересказывал вам какую-то статейку, а изложил свое личное художественное видение, опираясь на строго документальные факты.
За свою жизнь я прочел немало о "загадке Шекспира", и у меня в голове творилась невероятная каша. Мне захотелось аккуратно выложить её на тарелочку с голубой каёмочкой и поделиться с вами. Приятного аппетита!

И последнее.
Мне очень нравится Эдвард де Вер. Думаю, он был умнейшим человеком, которому было плевать на Славу (понимайте, как хотите)...

Я б с удовольствием выпил с ним чарку чего-нибудь покрепче. Да и вообще, у меня есть к нему пара личных вопросов насчет дурацких масок...


P.P.S. Оказывается, знаменитая группа 80-ых/90-ых "Шекспировская сестра" зажигает до сих пор. Причем очень даже неслабо зажигает..
После заумных материй вы заслуживаете легкой и приятной музычки... Да и легкие гомосексуальные мотивы клипа весьма в тему. Советую досмотреть клип до конца.




Залезать в постель к английскому графу можно также на SurkovRussia.blogspot.com
Tags: загадка шекспира
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments