lycoperdon (lycoperdon) wrote,
lycoperdon
lycoperdon

Categories:

Наша постоянная рубрика

...
О национальном составе Совнаркома в 1917-1918  году все знают, но имеются и еще более экзотические моменты.


Наша постоянная рубрика "Что делать, если ты еврей и хочешь создать свое королевство?" Пригласить английских специалистов. Король Ибн-Сауд, основатель Саудовской Аравии. И какие-то случайные туристы из Англии.







Наша постоянная рубрика "Мы тут белим, красим...." Лео Вайсман (псевдоним Мухаммад Асад) — еврей из Львова, основатель Пакистана (паспорт №1), 1930-е годы.




...

Длинная история этого шустрого Леопольда из Львова



......



Основатель Пакистана

Версия для печати Версия для печати

19.05.2010 12:56:33 | Кость Бондаренко

В украинской истории не нашлось места для человека, чьим именем названы улицы и площади во многих городах мира. Человека, еще при жизни ставшего легендой в исламском мире и ныне почитаемого как одного из наиболее авторитетных толкователей Корана и Великих учителей. Человека, который стоял у истоков создания государства Пакистан

В Украине имя Мохаммада Асада (или же Леопольда Вайса – так его звали на самом деле) практически не известно или же известно незначительному кругу лиц. Хотя этот человек и вписал свое имя в мировую историю, родился на территории нашей страны и покинул этот мир уже после провозглашения Украиной независимости.

Леопольд Вайс появился на свет 12 июня 1900 года во Львове, в семье преуспевающего еврейского адвоката Карла Вайса. Дед Леопольда был черновицким раввином – из Садыгуры, части Черновцов, расположенной на левом берегу Прута и давшей миру большое количество авторитетных толкователей Торы. Но Карл Вайс не захотел – вопреки родовой традиции – становиться священнослужителем. Он выбрал себе профессию адвоката.

Но маленький Леопольд – не без влияния деда – увлекается не юриспруденцией, а именно изучением Торы и Талмуда. В 13-летнем возрасте он свободно ориентируется в Танахе, ведет дискуссии о спорных местах в Мишне и Гемаре (наверное, наиболее сложных элементах Талмуда). Дед учил внука по старинке: он протыкал иголкой некое слово в свитке Торы, а Леопольд по памяти должен был сказать, какое слово написано на обороте…

Одновременно Леопольд много путешествует вместе с отцом: Вена и Берлин, поездки в Альпы, на Северное и Балтийское моря, на Адриатику… Уже в 12-летнем возрасте он пишет первые эссе, которые, однако, содержат намеки на серьезный публицистический талант. Леопольд умеет замечать детали и проявляет интерес к исследовательской деятельности.

После Первой мировой войны, в 1918-м семья Вайсов переезжает в Вену. Леопольд поступает на факультет истории искусств Венского университета. Однако избранный профиль не слишком привлекает его. Он ведет активную светскую жизнь, покуда позволяют отцовские сбережения. Леопольд – завсегдатай модных венских кафе. Кофе и вино – его стихия в это время.

В 1920 году он бросает учебу и уезжает в Берлин. Для себя он выбирает профессию журналиста и пытается покорить столицу Германии своим талантом. Юношеский максимализм долгое время не находил достойного воплощения. Амбиции молодого человека были непомерными. Он мечтал, что однажды проснется знаменитым… Но пока приходится работать репортером в информационном агентстве, а также ассистентом режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау. В частности, Вайс работал с Мурнау на съемках самого известного фильма гения немого кино – «Носферату. Симфония ужаса» (по роману Брэма Стокера «Дракула»).

В конце 1921 года в Берлин приезжает жена Максима Горького, Екатерина Пешкова. Она наотрез отказывалась давать интервью, хотя в Европе уже сложился образ Пешковой – заступницы политических жертв красного террора. С ней мечтали поговорить многие маститые журналисты. Удалось это только Леопольду Вайсу. Никто не знает, какими путями он смог добиться интервью легендарной правозащитницы. Но о Вайсе наконец заговорили! Он действительно проснулся знаменитым!

Весной 1922-го Вайс получает письмо от своего дяди, Дориана Фейгенбаума, живущего в Иерусалиме. Дядя (один из учеников Фрейда, практикующий психиатр в одной из клиник Иерусалима) предложил племяннику приехать на Ближний Восток и написать серию репортажей из Палестины – для влиятельной немецкой «Франкфуртер цайтунг». Это могло бы заинтересовать немецкую и вообще европейскую публику. В том же году Леопольд отправляется в Иерусалим.

Здесь он много общается с местным населением. При этом мусульмане-арабы у него вызывают большее восхищение и уважение, нежели его единоверцы-иудеи. Он открыто говорит об этом, доводя до сердечных приступов дядю и вызывая скандалы в ортодоксальной еврейской среде. Сионизм критикуется Вайсом как течение, лишенное морали и этики, поскольку он не учитывал интересов арабов в так называемом Эрец-Исраэль. Он много дискутирует с лидерами сионистов Хаимом Вейцманом (впоследствии первым президентом Государства Израиль) и Авраамом Усышкиным.

В 1923-м Вайс предпринимает второе путешествие на Восток. На этот раз при помощи своего друга-журналиста Якоба Исраэля де Хаана он совершает поездку в Иорданию, где встречается с королем Абдаллахом ибн Хусейном – фактическим основателем Иордании, первым королем из Хашимитской династии, большим сторонником арабо-еврейского примирения на Ближнем Востоке. У короля были свои взгляды на стратегию развития арабского мира и Ближнего Востока. Он мыслил о добрососедстве арабов и евреев в Палестине, о Великой Сирии, объединяющих Сирию и Иорданию, о совместной работе по превращению Ближнего Востока в существенный фактор мировой политики. Стоит сказать, что позже, в 1951 году, король Абдаллах поплатился за свои идеи, будучи убитым экстремистами в мечети аль-Акса в Иерусалиме.

Под влиянием короля Иордании Леопольд Вайс начинает изучать арабский язык и Коран. Постепенно он приходит к мысли о том, что именно ислам является универсальной и передовой религией, а иудаизм – местечково-родовой верой, далекой от задач современного ей общества. При этом Вайс пытается подкрепить свое увлечение исламом модной в ту пору теорией психоанализа. Выходит взрывная смесь! Публика в восторге! Вайсу предлагают читать лекции в берлинской Академии геополитики.

В это же время Вайс знакомится с некоей художницей – страстной поклонницей Востока и арабского мира. Она на 15 лет старше Леопольда, у нее – почти взрослый сын от первого брака. Но это – не преграда для Вайса. Они создают семью и в 1926 году дружно переходят в ислам. Позже сам Вайс писал: «Чем больше мне становились понятными конкретность и практичность исламского учения, тем больше меня мучил вопрос, почему же мусульмане прекратили ими пользоваться, применять их в жизни. Ответ на этот вопрос я пытался получить от многих мыслящих мусульман, встречаясь с ними почти во всех странах от Ливийской пустыни до Памира, от Босфора до Аравийского моря. Этот поиск превратился для меня в своего рода навязчивую идею, затмившую в итоге все остальные мои интересы к исламскому миру. Дело доходило, можно сказать, до курьеза: не будучи еще мусульманином, я разговаривал с мусульманами так, словно защищал Ислам от их небрежности и лености! Так продолжалось до тех пор, пока осенью 1925 года, в горах Афганистана, один молодой губернатор не сказал мне: «Послушайте, вы же самый настоящий мусульманин, только не понимаете этого!» Меня поразили его слова, и я не нашелся, что ему ответить. Но, когда в 1926 году я вернулся в Европу, то понял, что изменился и превратился в совсем другого человека, и принятие мною Ислама будет единственно логичным, правильным и естественным шагом. Вот так я и стал мусульманином. Должен признаться, что с тех пор я часто спрашиваю себя: «Почему же ты принял Ислам? Что лично тебя привлекло в нем?» Скажу честно: у меня нет сколько-нибудь удовлетворительного ответа. Дело здесь не в каком-то конкретном учении, привлекшем меня, а, скорее всего, во всей восхитительной, необыкновенно четкой структуре программы нравственного учения и практической жизни. Даже сейчас я не могу сказать, какой ее аспект мне нравится больше. Ислам предстает предо мной как совершенная работа архитектора. Все его части гармонично продуманы, как бы дополняют и поддерживают друг друга, в нем нет ничего лишнего или недостающего, и в результате – абсолютное равновесие и всеобъемлющее строение. Должно быть, ощущение того, что в учении и постулатах Ислама все «на своем месте» и произвело на меня наибольшее впечатление. Возможно также, что мною владели и иные чувства, но сегодня мне трудно их анализировать. В конце концов, вера – это дело любви, а любовь включает в себя очень много чего: наши желания, наше одиночество, наши высокие цели и стремления, наши недостатки, нашу силу и нашу слабость. Ислам пришел ко мне, как грабитель приходит ночью в дом, но в отличие от него, он пришел, чтобы остаться навсегда».

Леопольд не только принимает новую религию, но и новое имя. Отныне он – Мохаммад Асад! И первым делом новообращенный в ислам предпринимает хадж в Мекку. По пути в духовный центр всех мусульман умирает жена Асада. Он хоронит ее, отсылает в Берлин пасынка и продолжает путешествие в одиночестве. Уже чуть позже, совершив хадж, Леопольд решает жениться на дочери одного из арабских шейхов. В это же время он знакомится с королем Саудовской Аравии Абд аль-Азизом и некоторое время живет при дворе короля, выполняя его важные и секретные поручения.

В 30-е годы Асад попадает в немилость к королю и уезжает из Саудовской Аравии. Он живет в Индии, примыкает к революционному движению, знакомится с радикалами типа Бала Тилака и умеренными деятелями типа Махатмы Ганди. В конце концов помогает своему приятелю Мухаммаду Икбалю редактировать газету на языке урду (который Асад выучил довольно быстро и глубоко). Икбаль – поэт и философ, политический деятель, провозвестник государства Пакистан, автор ставшего крылатым выражения «политика без религии – это путь к тирании» – оказал огромное воздействие на мировоззрение Асада. Мохаммад Асад в это время выступает с политическими заявлениями, критикует политику Британии относительно Индии, издает англоязычное толкование Корана, считается одним из наиболее глубоких знатоков ислама. Это повышает его авторитет в новом обществе.

В годы Второй мировой войны Асада как немецкого подданного интернировали, однако уже в 1943 году он на свободе. Борьба с английским владычеством после Мировой войны закончилась образованием двух новых государств – Индии и Пакистана.

Фактическим главой нового государства (пока еще в ранге генерал-губернатора) становится близкий друг Асада адвокат Мухаммад Али Джинна. Он же добивается того, чтобы Асад вошел в правительство Мусульманской лиги – временного руководства Пакистана. Однако уже через год Джинна умирает от туберкулеза. Его преемник Лиакат Али Хан был убит в 1951-м. Асад играет довольно важную роль – его выдвигают на пост министра иностранных дел Пакистана. Однако новый генерал-губернатор Ходжа Назимуддин решает, что Асада необходимо отправить подальше от Исламабада. Как только в 1951 году Пакистан официально провозглашает независимость, Мохаммад Асад отправляется представителем Пакистана при Организации Объединенных Наций.

Асад использовал трибуну ООН для борьбы с сионизмом и с Государством Израиль (хотя есть данные, что он неоднократно тайно встречался с сионистами и с официальными представителями Израиля). Он заслужил славу непримиримого врага евреев, что было особенно странно, учитывая его происхождение.

В 1954-м Асад в Нью-Йорке знакомится с молодой девушкой из польской семьи. Он – с детства отлично владевший польским языком – решает жениться на новой возлюбленной. Девушка принимает ислам. Прежняя жена Асада отсылается к отцу в Саудовскую Аравию. Это обернулось настоящим скандалом. Плюс ко всему в самом Пакистане не все было спокойно: восточные сепаратисты пытались отделиться от Пакистана и образовать государство Бангладеш, чехарда премьер-министров привела к тому, что отцов-основателей постепенно оттерли в сторону более молодые прагматики, в Учредительном собрании велись дискуссии о проекте Конституции, а страна готовилась к введению поста президента…

Скандал с третьим браком, потеря политического веса – все это привело к тому, что Асад добровольно сложил с себя обязанности представителя Пакистана при ООН и уехал в Испанию. Еще в Нью-Йорке увидели свет его мемуары «Путь в Мекку», переведенные на целый ряд языков мира. Уже в Испании он пишет ряд трудов о влиянии законов шариата на функционирование государств нового типа. Заслуги Асада были оценены, и он становится профессором Каирского университета.

Про Асада иногда вспоминали в СССР – особенно во время борьбы с сионизмом в 70-е годы прошлого века. На него ссылались как на авторитетный источник. Но не более. 20 февраля 1992 года 91-летний Мохаммад Асад – он же Леопольд Вайс – умер в испанском городе Гренада, в собственном доме, оставаясь до конца своих дней личным врагом сионизма и Государства Израиль. Правда, никто до сих пор не знает, насколько искренним в своей вражде по отношению к Израилю был Асад…

Украина – родина этого политика, одного из отцов-основателей Пакистана. Украина, к сожалению, это государство, которое поспешило забыть о том, что именно на этой земле появился на свет такой необычайный человек… Именем Асада названа одна из центральных площадей Вены. Но в Украине нет ни одной улицы, ни одного переулка Мохаммада Асада. Впрочем, в украинской истории это случается сплошь и рядом. Его ли одного?

Автор: Кость Бондаренко
Источник: Профиль
Ссылка: http://profil-ua.com






...






источник твитор  May@Rim7171

8 часов назад
Tags: геополитика, мыхи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments